Памятки по профилактике и предупреждению дистанционного мошенничества
Анализ состояния законности в Санкт-Петербурге показал, что все чаще совершаются преступления, связанные с хищениями денежных средств граждан с использованием сети «Интернет» и средств мобильной связи — бесконтактные или дистанционные способы хищений.
Как правило, жертвами мошенников становятся наиболее незащищенные слои населения (пенсионеры, подростки), а также лица, не обладающие навыками пользования компьютерными и мобильными техническими устройствами.
Наиболее распространенными являются следующие способы хищений:
1) Мошенничества с банковскими картами, при совершении которых потерпевшему на мобильный телефон поступает звонок якобы от службы безопасности банка и сообщается ложная информация об ошибочном переводе денежных средств, которые преступники требуют вернуть путем их перевода на сообщаемый ими потерпевшему счет, или «угрозе» блокировки банковской карты. К данному разделу относится и «Приобретение товаров и услуг в сети Интернет», когда мошенниками используются сайты-двойники, посредством которых они получают данные банковской карты потерпевшего. Главная цель мошенников — получение у потерпевшего номера пин-кода и номеров CVV кодов.
2) «Случай с родственником». В телефонном разговоре мошенники сообщают потерпевшему о необходимости оказания помощи его близкому человеку или родственнику, который якобы попал в беду, просят оказать финансовую помощь.
3) Телефонные мошенничества, в ходе которых потерпевшему сообщается об участии в розыгрыше призов (участие в лотерее, получение компенсация за работу в советское время, пандемию), предлагается перевести денежные средства за пересылку товара, оплатить пошлины, проценты, либо просят указать счет, номер карты, куда якобы будет осуществляться перевод.
4) Телефонный вирус. На телефон (па электронную почту) абонента приходит сообщение с просьбой перейти по определенной ссылке, либо предложение установить программу (являющуюся вредоносной) под предлогом зашиты от посягательств на денежные средства. При переходе по ссылке (установке программы) на телефон скачивается «вирус» и происходит списание денежных средств со счета.
5) Злоумышленники взламывают персональную страницу пользователя в социальных сетях или мессенджере и отправляют сообщения с просьбой перевести деньги в долг от имени друга, либо появляется информация о необходимости собрать деньги на лекарства для спасения чьей-то жизни.
Приведенный перечень мошеннических схем не ограничивается приведенными примерами. Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных замыслов.
Как уберечься от телефонных мошенничеств?
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:
— не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;
— не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;
— не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.