Детская Школа Искусств Красносельского района Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Детская Школа Искусств
Красносельского района
8 812 241 2715
— телефон для справок
Версия для слабовидящих

Мир природы в музыке

06 декабря 2017




Человек от рождения окружён звуками природы. Даже на минуту страшно представить безмолвную планету. Как внести свою лепту в сохранение природного ландшафта, как сохранить гармонию окружающего мира… Как сделать так, чтобы хорошели наши дворы, утопая в цветах, чтобы чище стали улицы… Природа всегда служила источником вдохновения для художников, композиторов, поэтов. В искусстве всегда было много произведений, воспевающих красоту родного края.

В рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии коллектив Детской школы искусств провел лекцию-концерт с красноречивым названием «Мир природы в музыке». Общешкольное мероприятие прошло 5 декабря в концертном зале. В нём приняли участие все музыкальные отделы. Основу концертной программы составляли произведения программно-изобразительной музыки. Выступали пианисты и гитаристы, домристы и балалаечники, виолончелисты и духовики, юные певцы. В ансамблях и сольно. Вела концерт преподаватель-музыковед Е.Н. Лень. Эпиграфом мероприятия были строки из детского стихотворения.


Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое это музыка,
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.

Человек не может пройти равнодушно ни мимо рощи в осеннем уборе, ни мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, ни мимо распускающегося весеннего цветка.

Уметь видеть красоту окружающего мира нам помогают художники. Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами. Художник Алексей Саврасов считал: «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку». Правда, у музыки есть одно существенное отличие от живописи: она показывает картины природы в изменении, движении, развитии. Если живопись способна передать внешние черты природных явлений, то в музыке главное – передача впечатлений, которые вызывают у нас картины природы. Пейзаж в музыке связан прежде всего с чувствами человека. Изображения природы в музыке – это не только воплощение времен года или портретное

воплощение представителей фауны. Есть ещё и особая область, связанная с растительным миром природы. В живописи такой жанр называется натюрмортом. Разнообразная палитра звуковых натюрмортов представлена и в музыке. Например, в цикле фортепианных миниатюр «Деревья» финский композитор Ян Сибелиус воспел хвалу деревьям: ели, сосне, рябине, осине и березе.

Но есть ещё один пример. Он связан с жанром ноктюрна. В XVII веке ноктюрном называли ночной пейзаж в живописи. Позже понятие ноктюрн вошло в музыку и в разные времена означало разные жанры. Так в XVIII веке ноктюрн был жанром ансамблевой и вокальной музыки. В ряду развлекательной музыки он предназначался для исполнения в ночное время на открытом воздухе. В XIX веке в творчестве композиторов-романтиков ноктюрн стал одночастной инструментальной пьесой лирического характера. В этих салонных пьесах стремились передать в различные оттенки чувств и настроений, воссоздать поэтические образы ночной природы. Широкую популярность завоевали ноктюрны Джона Филда и Фредерика Шопена.

Бывая в залах музеев, любуясь полотнами великих мастеров-пейзажистов, мы с благодарностью вспоминаем имена Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана. Своим искусством они утверждают, как прекрасна наша земля, напоминают, что её нужно беречь. Много лет спустя их картины близки и понятны нам.

Если художник воссоздает природу красками, поэты рисуют музыкальные пейзажи посредством слов, композиторы − с помощью звуков. Удивительно, не имея перед собой визуального зрительного ряда, мы можем услышать в музыке и шум леса, и пение птиц, и воплощение бури или морской стихии. Такие приёмы у музыкантов принято называть звукоподражанием. Они помогают «увидеть музыку». Примеров можно привести множество: симфоническая поэма «В лесу», «Соната моря» литовского композитора К. М. Чюрлёниса, пьеса «Кукушка» французского клавесиниста Л. Дакена, фортепианная прелюдия К. Дебюсси «Снег танцует». Авторы сознательно заостряют наше внимание на названии своих пьес. Мы понимаем, о чём эти произведения.

Бесконечно был влюблён в родную природу великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В его знаменитом фортепианном цикле «Времена года» родилась музыка русского пейзажа. Альбом фортепианных музыкальных пейзажей был определён Чайковским как 12 характеристических картин. Идею написать для российского журнала «Нувеллист» 12 пьес в качестве музыкального приложения к журналу, по пьесе ежемесячно, Пётру Ильичу предложил петербургский издатель Николай Матвеевич Бернард. Так родился этот музыкальный шедевр, который стал панорамой природы, русской жизни, быта и обычаев. Каждая из разнохарактерных пьес представляет собой законченное музыкальное произведение. В цикле есть пьесы-настроения, есть жанровые картинки и пьесы-размышления. У каждой из музыкальных пьес помимо указания месяца есть название.

Красота и поэтичность музыкальных пейзажей Чайковского дали основание сравнивать композитора с живописцем-современником Исааком Левитаном. Художник считал, что в пейзаже «протокольная правда никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку».

На конкурсах имени П. И. Чайковского в Москве пианисты всего мира наряду с произведениями крупной формы обязательно играют одну из пьес цикла «Времена года». Победитель конкурса российский пианист Владимир Плетнёв создал замечательный видеофильм под названием «Времена года». Исполняя цикл, он даёт комментарии к каждой из пьес.

Свои наблюдения за природой композиторы выражают не только в небольших пьесах-миниатюрах и в песенном жанре, но и в развёрнутых оркестровых произведениях. Циклические музыкальные произведения под названием «Времена года» есть у ряда композиторов. Это поэтические зарисовки картин природы в разных погодных и временных условиях. К числу самых популярных принадлежат Концерты для скрипки с оркестром «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Спустя два с половиной столетия, популярный аргентинский композитор Астор Пьяццолла создал аналог произведения «Времён года» Вивальди. «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы – это четыре танго: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В отличие от Вивальди, цикл Пьяццоллы начинается не с «Весны», а с «Осени», потому, что в южном полушарии, где расположена Аргентина, всё наоборот: когда в Италии весна, в Буэнос-Айресе осень… Интересный факт: когда в конце 90-х годов ХХ века российский композитор Леонид Десятников сделал скрипичную транскрипцию в сопровождении струнного оркестра «Времён года» Пьяццоллы, он включал в каждую часть сочинения Пьяццоллы цитаты из цикла Вивальди, учитывая различия сезонов. К примеру, в части «Лето» Пьяццоллы появились элементы музыки из «Зимы» Вивальди.

Интерес к изображению времён года в современной музыке не ослабевает. Можно указать на «Американские времена года». Так назвал свой Второй скрипичный концерт современный американский композитор Филип Гласс, известный прежде всего киномузыкой. Названные музыкальные образцы объединяет дух новаторства. На них ходят в концертные залы ради самого названия.

К разряду концертных хитов на тему времён года относятся и произведения в других жанрах. В начале XIX века австрийский композитор Йозеф Гайдн создаёт произведение ораторию «Времена года» - крупное хоровое произведение с участием оркестра и солистов. Гайдн проводит параллель между сменой времен года и течением жизни человека.Есть в списке балетный жанр. Русский композитор Александр Константинович Глазунов в соавторстве с балетмейстером Мариусом Петипа за год до наступления XX века cоздаёт одноактный балет «Времена года». Балет идёт в сегодняшнем репертуаре Мариинского театра.


Послушай, музыка вокруг…
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели.
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов
Всё на одной весёлой ноте…

Елена Николаевна Лень, преподаватель СПб ГБОУ ДОД «ДШИ» Красносельского района